Москва
Нижний Новгород
Екатеринбург
Выборг
Великий Новгород
Петрозаводск
Воронеж
Липецк
Сегодня 23 октября 00:34
Тематические статьи об экскурсиях по Санкт-Петербургу

В настоящем разделе Вы найдете информацию обо всех тематических экскурсиях по Санкт-Петербургу: зарисовки и личные впечатления, исторические справки и эссе.

Тематические статьи
Оглавление
Нижний Новгород: второй не значит худший [публикация: 04.10.2008]
Петербург и Екатеринбург – окна навек! [публикация: 04.10.2008]
Новосибирск: цели – мирно-военные [публикация: 28.09.2008]
Экскурсии бывают разные: дневные, ночные, - классные! [публикация: 20.11.2007]
Даже у фонтанов есть тайны [публикация: 28.07.2007]
Белые ночи Петербурга [публикация: 21.05.2007]
Валаам – место, приносящее очищение. [публикация: 15.05.2007]
Впечатления от Петропавловской крепости. [публикация: 09.05.2007]
Прогулка по Петербургу. [публикация: 05.05.2007]
Новосибирск: цели – мирно-военные
Стукалова Александра
Публикация: 28.09.2008

О Новосибирске ученые до сих пор любят поспорить: и о причинах возникновения города, и о дате его закладки, и о его промышленном значении (точнее, о наличии или отсутствии такового). Рассказывать все вариации на тему «История Новосибирска» нет никакой возможности, поэтому мы остановимся на том варианте, который сегодня признан основным и заслуживающим максимум внимания. Итак, поводом для появления городка, который в будущем будет назван Новосибирском, стала железная дорога Челябинск-Владивосток, а о причинах ее возникновения нужно поговорить особо.

Единственный более-менее серьезный путь в сибирские земли – Московский тракт – давно уже не мог отвечать всем целям и задачам, которые ставили перед собой и военачальники, и торговцы. Новая железная дорога была просто необходима! С одной стороны, только таким способом можно было рассчитывать на то, что удастся-таки освоить богатейшие сибирские земли. Конечно, торговля через Сибирь шла достаточно бойко, но для дальнейшего укрепления державы этого было явно недостаточно. Поэтому в Петербурге разговоры и размышления о новейшей железной дороге шли уже давно. Но была и вторая причина – вовсе не такая мирная: защита восточных границ. Увы, в случае военных действий совершить по Московскому тракту быструю переброску людей и боеприпасов было практически невозможно. А военные действия могли начаться в любой момент – Япония уже в XIX веке требовала себе Курильские острова самым активным образом. Российские правительство отвечало в плане «хотите взять - попробуйте», но на деле оно вовсе не было готово к тому, что Япония, действительно, «попробует». Выход к Тихому океану, таким образом, был необходим по ряду самых разных причин!

Решение о начале строительства пришлось на 1891 год, хотя изыскательские работы плавно шли еще с 50-х годов XIX века. Строить дорогу планировали с двух сторон одновременно – из Челябинска и из Владивостока группы строителей должны были двигаться навстречу. Окончательный вариант строительства Великого Сибирского железнодорожного пути был разработан в 1893 году. Согласно этому плану, реку Обь дорога должна была пересечь около села Кривощекова, где и появился новый поселок – прообраз будущего Новосибирска. Правый и левый берега Оби отличались друг от друга, как день от ночи: левый был одной бескрайней степью, правый – густым сосновым лесом. Логично было предположить, что строительство нового города для железнодорожников начнется на степном участке. Но судьба распорядилась иначе.

В первую очередь, планировалось на месте будущего Новосибирска построить железнодорожный вокзал и депо, поэтому закладка поселка неизбежно произошла бы с той стороны, с которой железная дорога развивалась бы быстрее. В те годы восточный участок трассы продвигался быстрее, чем западный, поэтому с правой стороны Оби путь уже практически подошел к речному берегу. Именно там, среди глухой чащи, и появились первые домики поселка Александровский, названного в честь императора Александра III. Сегодня с того места – с территории Октябрьской пристани – начинается экскурсия «Исторические и достопримечательные места Новосибирска». Весной 1893 года начались серьезные работы не только по строительству железнодорожного моста (прибыла бригада рабочих-мостостроителей), но и по сооружению вокзала и поселка. Через два года поселок переименовали в Новониколаевский – по имени очередного императора Николая II, но смысл его не изменился, как никуда не делась и главная достопримечательность будущего города – уникальный по физическим и техническим характеристикам железнодорожный мост. Движение по нему, кстати, открылось уже в 1898 году (маршрут – Челябинск-Красноярск). Постепенно к Новониколаевскому примыкали новые села и деревни, которых в тех краях было, соответственно, 3 и 22, – они навсегда исчезали с географической карты, включаясь в состав быстро растущего поселка. Так в начале XX века он и получил статус города. О каждом этапе в развитии будущего Новосибирска подробнейшим образом рассказывают экспозиции городского Краеведческого музея (про историю Сибири в целом, кстати, его организаторы тоже не забыли, поэтому если вам интересны древние шаманы, добро пожаловать!)

Город занимался, в основном, обрабатывающей промышленностью – к примеру, активно производил муку на десяти мельницах. Географически он был разделен на три части - Вокзальную, Центральную и Закаменскую. Промышленные предприятия располагались в Вокзальной части, культурные и деловые – в Центральной, а казармы военного городка и дома небогатых людей – в Закаменской. Все три части в равной степени страдали от пожаров, потому что застройка города преимущественно была деревянной; в 1909 году произошел пожар, который длился несколько суток и охватил весь город начавшись в одной-единственной маленькой избе. Кстати, именно после этого пожара в Новониколаевске появились первые кирпичные дома – практичные горожане решили отстраиваться в камне.

Постепенно значение города росло. К первой железной дороге прибавилась еще и Алтайская, после чего грузооборот через Новониколаевск значительно увеличился. Из Сибири вывозили и муку, и масло, и лес… Именно переработкой сельскохозяйственной продукции в городе долгое время и занимались, поэтому нельзя сказать, что в плане промышленности Новониколаевск играл какую-то особо важную роль в жизни страны. Хотя справедливости ради нужно отметить, что также в городе работали два лесопильных завода, два металлообрабатывающих завода, табачная фабрика, а также крупнейшая в Западной Сибири бойня, занимавшаяся также переработкой мяса. Также в городе регулярно открывались представительства иностранных банков и торговые представительства западных компаний. Во время Первой мировой войны структура Новониколаевского производства практически не изменилась, только две трети всех товаров теперь отправлялись прямиком на фронт или на оборону – по специальным военным заказам. Город, находившийся в глубоком тылу, особенно от войны не страдал, но и другим городам помочь не мог, особенно в плане эвакуации: городское правительство ничем не могло помочь предприятиям с захваченных территорий, которые просили в Новониколаевске убежища, поскольку в городе не было свободных помещений.

После провозглашения Советской власти экономика Новониколаевска развалилась буквально в один момент, а с января по апрель 1918 года практически прекратилась торговля. Большевикам пришлось принимать ряд серьезных мер, чтобы город мог хоть как-то выживать. Новое белогвардейское правительство, которое захватило Новониколаевск летом 1918 года и властвовало до декабря, отменило все советские распоряжения, но ничего нового для развития города не сделало, напротив: был поврежден мост через Обь, сломано оборудование в депо, полностью разрушено транспортное сообщение. Восстановить все это удалось к 1921 году, и город с тех пор считается важным политическим и административным центром. Свое нынешнее название – Новосибирск – он получил в 1926 году постановлением ВЦИК.

Правительство разработало план, согласно которому в экономически отсталом регионе будет полностью решена энергетическая проблема и создана крупная металлообрабатывающая промышленность. На левом берегу Оби торжественно заложили завод-гигант «Сибкомбайн», на правом – огромный машиностроительный комплекс, а помимо этого, возводили электростанции около железнодорожного моста. Также был реконструирован завод «Труд», выпускавший оборудование для Кузбасса, а рядом – построен Машиностроительный завод имени XXI партсъезда. Промышленность развивалась семимильными шагами, в то время как западные ученые рассуждали, что индустриализация Сибири из-за ее географического положения невозможна в принципе. В те же годы Новосибирск впервые стал официальным областным центром, после того как Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край.

Ситуация со «свободными квадратными метрами» для предприятий во время Великой Отечественной войны меняется в лучшую сторону: крупные предприятия с запада страны эвакуируют именно в Сибирь. А Новосибирск просто из промышленного становится городом военно-промышленным – крупнейшим поставщиком боеприпасов на фронт. О подвиге сибиряков в военные годы рассказывает экскурсия «Сибиряк, твой подвиг бессмертен!»

После войны развитие Новосибирска продолжилось – уж больно удобным стало его транспортное положение: и морские, и воздушные, и наземные транспортные пути пересекались, проходя через Новосибирск и окрестности. К этом времени, как вы понимаете, западные скептики уже молчали. Развитие продолжается до сих пор, а для жизни и работы ученых, от которых оно во многом и зависит, был создан уникальный Академгородок, куда особо любознательных пускают на экскурсии. Не менее уникальной считается панорама «Целинная степь» в научном аграрном центре – единственная в своем роде реальная реконструкция природы в музейных условиях. Впрочем, в культурной жизни Новосибирску оригинальности не занимать: тут вам и Музей Солнца, и Музей Олимпийской славы физической культуры и спорта, и Музей книги помимо таких привычных для нас названий, как Государственный художественный музей, зоологический музей и музей археологии и этнографии.

В результате наращивания мощи в самых разных сферах жизни в 2000 году произошло логичное событие: Новосибирск был официально объявлен главным сибирским городом.

Все статьи на портале защищены согласно закону об авторском праве.
Статьи не могут быть скопированы и воспроизведены ни целиком, ни по частям без предварительного согласования с руководством www.smarthotel.ru

Спонсор раздела:   
Интересные факты - Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора» является одним из символов Санкт-Петербурга. Построенный в 1900 году, крейсер прошел боевое крещение в Цусимском сражении. В 1917 году «Аврора» находилась в городе и дала залп, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца.

Вначале 1920-х гг. крейсер «Аврора» начал использоваться как учебный корабль. С началом Великой Отечественной войны «Аврора» принимает участие в боевых действиях по защите Ленинграда.

С 1956 года «Аврора» является филиалом Центрального Военно-морского музея – здесь расположен Корабельный музей. Крейсер награжден Красным знаменем ЦИК СССР, орденом Красного Знамени, орденом Октябрьской революции.
тематические статьи
Контактная информация
 
Нажмите что-бы скопировать номер в буфер обмена
 
 
Поиск по сайту
Реклама
Мы рекомендуем
Счастливый Пушкин

Роскошное оформление и классный сервис — вот визитная карточка этого отеля.

Base Camp

Новый хостел с экстремально низким ценами у метро «Спортивная».

Адмиралтейская

Недорогая и комфортная гостиница в центре Петербурга. Богатый номерной фонд.

Россия

Один из лучших трехзвездочных отелей Санкт-Петербурга. В отеле 409 номеров.